alabaykonst (alabaykonst) wrote,
alabaykonst
alabaykonst

Category:

Иван Ильин, русский фашизм и новая Холодная война против России

Известный философ белоэмигрант И.А. Ильин, в постсоветские годы стал чуть ли не центральной фигурой отечественных правых консерваторов (большим авторитетом обладал разве что Солженицын). Историки, политики, юристы и прочие теоретики «хруста французской булки» а-ля рус прямо таки преклоняются перед Ильиным. Причем в отличие Солженицына, чьи труды явным образом рассчитаны на массы и не блещут интеллектуализмом, Ильин всегда был образцом правомонархической высоколобости и утонченной философичности.

Однако, пока восхищение Ильным не выходило за пределы правомонархических диссидентских кухонь и научных кружочков, его взгляды мало кого интересовали...


Эти факты хорошо известны специалистам. Впрочем, любой может найти в интернете статьи Ильина «Национал-социализм. Новый дух» (1933) и «О фашизме» (1948), в которых он восхваляет фашистские идеи, и убедиться в этом самостоятельно.

Но в последние годы ситуация стала меняться. Объявленная Западом новая Холодная война против России на информационно-психологическом фронте все активнее выражается в попытках представить, что власть в России опирается на идеи самых различных мыслителей фашистов и объявить в итоге нашу страну фашистским государством, у которого фашистские гены.

Главной проблемой здесь является то, что усилиями наших же патриотов-консерваторов Ильин превращен чуть ли не в величайшего русского философа 20-го столетия, обладающего абсолютной морально-нравственной чистотой. Но гламурно-неоновый симулякр Ильина-пророка, сегодня рушится под ударами реальности.

Причем поскольку наши патриоты-консерваторы до нынешнего дня занимались лишь тем, что безудержно нахваливали Ильина, полностью игнорируя его фашистское прошлое, то сегодня общество оказалось вообще не подготовлено к принятию реального образа этого философа. Ведь с одной стороны Ильина цитируют высокие должностные лица, а с другой существует масса свидетельств о его мечтах по «русскому фашизму».

Вот, к примеру, совсем недавно в американском The New York Review of Books вышла огромная аналитическая статья, посвященная Ильину. Причем наряду с перечислением известных фактов об Ильине, автор - профессор Йельского университета Тимоти Снайдер,  стремительно подводит свою мысль к тому, что современная Россия и есть то самое государство «русского фашизма» о котором грезил сам Ильин. То есть, Россия, чьи Красные солдаты освободители спасли мир от фашизма, манипулятивно объявляется фашистским государством.


Поскольку биографическая часть этой статьи достаточно объективна, думаю никому не будет лишним ознакомиться с некоторыми малоизвестными фактами об Иване Ильине. При этом повторюсь, что политический посыл материала The New York Review of Books является откровенно притянутым за уши и не заслуживает внимания. Но к сожалению отечественных работ о реальной биографии Ильина практически нет, в связи с чем приходится черпать воду из самых разных источников.

Приведу некоторые цитаты из статьи, которые касаются сугубо биографии и идей Ильина.

«Одним из направлений мысли Ивана Ильина, последовательным на протяжении десятилетий, является его метафизическое и моральное обоснование политического тоталитаризма, которое он выразил в практических очертаниях фашистского государства. Для марксистов частная собственность выполняла функцию первородного греха, и ее отмена высвободила бы добро в человеке. Для Ильина Божий акт творения сам по себе был первородным грехом. Никогда не было хорошего момента в истории, и не было внутреннего добра в людях.

Изгнанный из своей Родины в 1922 году советской властью, которую он презирал, принял дело Бенито Муссолини. Воображение Ильина было вскоре захвачено маршем Бенито Муссолини по Риму, государственным переворотом, который принес первый в мире фашистский режим. Ильин был убежден, что смелые жесты смелых людей могут начать отменять порочный характер бытия. Он посетил Италию и опубликовал восхищенные статьи о Дуче, когда писал свою книгу об использовании насилия для сопротивления злу (1925).

По мысли Ильина демократия не противостояла большевизму, но поддерживала его и должна быть уничтожена. Единственный способ предотвратить распространение зла-сокрушить средние классы, искоренить их гражданское общество и превратить их индивидуалистическое и универсалистское понимание права в сознание национального подчинения. Советское и европейское правительства должны быть сметены насильственными государственными переворотами.

Ильин использовал слово «дух» для описания вдохновения фашистов. Фашистский захват власти, писал он, был «актом спасения». Фашист-истинный искупитель, поскольку он понимает, что именно враг должен быть принесен в жертву. Ильин взял у Муссолини концепцию «рыцарской жертвы», которую фашисты делают в крови других.
 
Ильин понимал свою роль русского интеллектуала как распространителя фашистских идей в той или иной русской идиоматике. Что, казалось, беспокоило Ильина больше всего, так это то, что итальянцы, а не русские изобрели фашизм: «почему итальянцы преуспели там, где мы потерпели неудачу?»

Написав о будущем русского фашизма в 1927 году, он попытался установить русское первенство, рассматривая белое сопротивление большевикам как предысторию фашистского движения в целом. Белое движение также было «более глубоким и широким», чем фашизм, потому что оно сохранило связь с религией и потребность во всем. Ильин провозгласил «белым братьям-фашистам», что меньшинство должно захватить власть в России.

Написав на русском языке для русских эмигрантов, Ильин поспешил похвалить захват власти Гитлером в 1933 году. Ильин представил Гитлера и Муссолини, как лидеров из-за пределов истории, чья миссия была полностью оборонительной. «Реакция на большевизм должна была прийти», - писал Ильин, «и она пришла». Европейская цивилизация была приговорена к смерти, но «до тех пор, пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию, европейская культура имеет отсрочку».

По словам Ильина, нацисты были правы, бойкотируя еврейский бизнес и обвиняя евреев как коллектив за зло, постигшее Германию. Прежде всего, Ильин хотел убедить русских и других европейцев в том, что Гитлер был прав, рассматривая евреев как агентов большевизма. Эта «Иудеобольшевистская» идея, как понимал Ильин, была идеологической связью между белыми и нацистами.

С 1930-х годов Ильин начал сомневаться в том, что нацистская Германия продвигает дело русского фашизма. Это было естественно, поскольку Гитлер считал русских недочеловеками, а Германия поддерживала европейских фашистов только в той мере, в какой они были полезны для конкретного нацистского дела. Ильин начал предостерегать русских белых от нацистов и попал под подозрение немецкого правительства. Он потерял работу и в 1938 году уехал из Германии в Швейцарию. Однако он остался верен своей убежденности в том, что белое движение было впереди итальянского фашизма и немецкого национал-социализма.

Концепция Ильина о политическом возвращении России к Богу требовала отказа не только от индивидуальности и плюрализма, но и от человечности. Фашистский язык органического единства, дискредитированный войной, оставался центральным для Ильина. В целом, его мышление не было изменено войной. Он не отвергал фашизм, хотя теперь он проводил различие между тем, что он считал лучшими и худшими формами фашизма.

Он видел Испанию Франко и Португалию Салазара, а затем далекие империи, управляемые правыми авторитарными режимами, как образцовые».

Tags: Ильин, Россия, Фашизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment